100-летие Комиссий по делам несовершеннолетних

01.02.2018

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
к 100-летию образования в России комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: история создания,становления и развития

Истории Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации начинается с Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 января 1918 года. Этот документ внёс существенные изменения в систему правосудия в отношении несовершеннолетних. В соответствии со статьей 1 Декрета «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются», таким образом, Декрет отменил рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних в судах и направление детей в тюрьмы.

Статья 2 Декрета «О комиссиях для несовершеннолетних» гласила, что «дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссий о несовершеннолетних».

Согласно статье 3 Декрета указанные комиссии «находятся в исключительном ведении Народного Комиссариата общественного призрения и состоят из представителей ведомств: общественного призрения, народного просвещения и юстиции в количестве не менее трех лиц, причем, однако, из этих лиц должен быть врач».

А в соответствии со статьей 4 Декрета «По рассмотрении дела о несовершеннолетних, комиссия либо их освобождает, либо направляет в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения, соответственно характера деяния».

Создание комиссий о несовершеннолетних, учрежденных Декретом Совета Народных Комиссаров, ознаменовало принципиально новое направление в истории правосудия по делам несовершеннолетних. От существовавших в дореволюционной России и в ряде других стран, так называемых детских судов, комиссии принципиально отличались по своему составу, полномочиям и характеру мер, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям.

В России до начала 18 века не существовало какого-либо законодательства, утверждающего общественное «призрение детей».

Организационная помощь беспризорным детям складывалась еще при Петре I, когда он в 1707 году ознакомившись с деятельностью Новгородского митрополита Иова по открытию заведений для сирот и «зазорнорожденных» (незаконнорожденных) под названием «сиропитательниц», издал Указ «Утроить при церквах в Москве и других городах «сиропитательные госпитали» (приюты для сирот), которые будут содержаться на частные пожертвования и средства губернских управ». В ознаменовании учреждения в России системы общественного призрения детей в 1715 году была выбита медаль «Да не погибают». А в 1724 году Петр I повелел открыть в Андреевском монастыре у Воробьевых гор приют для беспризорных детей. Эта деятельность была продолжена Екатериной Второй, по Указу которой в 1775 году в каждой губернии предусматривалось создание особых приказов общественного призрения, в обязанности которых входила забота о всех категориях нуждающихся.

В послереволюционный период первые комиссии по делам несовершеннолетних были организованы в Петрограде (ныне - Санкт- Петербург), Москве, Нижнем Новгороде, Свердловске (ныне - Екатеринбург), Вятке (ныне - Киров), Иваново-Вознесенске и в других крупных центрах). До этого подобных учреждений не было ни в одной стране мира. Первая половина двадцатых годов явилась периодом быстрого расширения и развития сети комиссий. Если до 1925 года они функционировали только в губернских и уездных (окружных) городах, то с 1926 года комиссии стали организовываться также в районах и волостях.

В 1925 году в РСФСР функционировала 251 комиссия, в 1926 году их насчитывалось 311, в 1927 году - 350, а в 1928 году - уже 5004. Названный Декрет упразднил суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних. Все дела об общественно опасных деяниях лиц, не достигших семнадцатилетнего возраста, подлежали рассмотрению комиссий, которые находились в исключительном ведении Народного комиссариата государственного призрения (вскоре он был переименован в Народный комиссариат социального обеспечения).

При рассмотрении дел комиссия в зависимости от характера правонарушений несовершеннолетних имела право принимать один из следующих вариантов решений: освободить их от ответственности либо направить «в одно из убежищ Народного комиссариата общественного призрения» (статья 4 Декрета). Виды таких учреждений Декретом определены не были. Анализируя монографии и последующее законодательство, можно сделать вывод, что к ним следует относить детские дома, коммуны, приюты и приёмники.

«Исходя из принципа о не вменении несовершеннолетним в вину их действий, вследствие недостаточного развития ума, освещающего отношение к жизни, неокрепшей совести, проводящей действия личности в жизнь, - комиссия о несовершеннолетних не выносит никаких приговоров и не назначает никаких наказаний», - говорилось в руководстве для обследователей- воспитателей КДН. В этом смысле применение к подростку той или иной меры воздействия являлось не выражением ответственности лица за содеянное, а, скорее, оказанием ему необходимой государственной и общественной помощи, без которой была бы не возможна его социальная реабилитация».

Отношение к подобному пониманию функций КДН было далеко не однозначным. В литературе тех лет справедливо указывалось, что применяемые к несовершеннолетним меры не всегда отвечали характеру содеянного в отличие от детских судов, где «крупному преступлению всегда соответствовал крупный приговор». Более того, при обсуждении Декрета и даже после его принятия против упразднения судов и тюремного заключения для несовершеннолетних в возрасте до 17 лет выступали работники Наркомюста как в центре, так и на местах.

Необходимость внесения изменений в законодательство о несовершеннолетних была осознана позднее, когда детская беспризорность

и             правонарушения            среди несовершеннолетних приняли особо

тревожные размеры. «Детская беспризорность, часто являющаяся в самых уродливых, ужасающих формах - как детская преступность, проституция - угрожает подрастающему поколению самыми тяжелыми последствиями», - так характеризовал степень остроты положения Ф.Э. Дзержинский.

Гражданская война, иностранная военная интервенция и хозяйственная разруха создавали серьезные объективные трудности в осуществлении решительных предупредительных мер. Поэтому возрастной предел уголовной ответственности был понижен до 14 лет, а в систему органов, занимающихся рассмотрением дел о несовершеннолетних, был вновь включен суд. Однако он не был специализированным и автономным, а представлял собой специальные составы общих народных судов.

Руководящими началами по уголовному праву РСФСР 1919 года было установлено, что суду и наказанию подлежат несовершеннолетние от 14 лет. К лицам, не достигшим указанного возраста, «...применяются лишь воспитательные меры (меры приспособления). Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения». Это не замедлило сказаться на нормативных актах, регламентировавших деятельность КДН, в работе которых проявилась необходимость дифференциации мер воздействия по отношению к подросткам в зависимости от их возраста.

4 марта 1920 года Советом Народных Комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) был принят Декрет «О делах о несовершеннолетних, обвиняемых в общественно - опасных действиях». В нём вновь подтверждалась основная идея Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 января 1918 года о том, что все дела об общественно опасных деяниях несовершеннолетних подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних. При этом предельный возраст несовершеннолетних, дела о которых рассматривались комиссиями, повышался с 17 до 18 лет. Данный Декрет разграничивал преступность лиц до 18 лет на: преступления, совершенные "без разумения", и преступления, совершенные «с разумением». В первом случае к несовершеннолетним до 18 лет комиссией применялись лишь воспитательные меры воздействия, а во втором случае дела лиц от 14 до 18 лет, совершивших преступления "с разумением", если комиссией будет установлена невозможность применения к ним мер медико­педагогического воздействия, передавались в Народный суд.

Полномочия комиссий о несовершеннолетних значительно расширились. На них возлагалась задача не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному Декрету комиссии о несовершеннолетних образуются при Народном Комиссариате Просвещения и его губернских и уездных органах. Комиссии о несовершеннолетних состоят из обязательных представителей Народных Комиссариатов Просвещения и Здравоохранения (врач-психиатр) и Народного Суда.

Комиссия о несовершеннолетних, начала 20-х годов рассматривали все уголовные дела в отношении несовершеннолетних, таким образом, выполняя роль ювенальной юстиции. Несовершеннолетние решением комиссии освобождались от уголовной ответственности и в основном направлялись в одно из так называемых «убежищ» наркомата общественного призрения.

30 июля 1920 года совместным постановлением Народного Комиссариата Просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР), Народного Комиссариата Здравоохранения РСФСР (Наркомздрав РСФСР) и Народного Комиссариата Юстиции РСФСР (Наркомюст РСФСР) утверждена «Инструкция комиссиям по делам о несовершеннолетних». В соответствии с Инструкцией основная задача комиссий была определена как оказание медико - педагогической и социальной помощи несовершеннолетним. Инструкцией также устанавливалось, что Протоколы о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, старше 14 лет, совершивших тяжкие общественно-опасные деяния (причинение тяжких увечий и ранения, разбой, грабеж, изнасилование, посягательство на человеческую жизнь, крупная спекуляция, крупные хищения из советских общественных учреждений), поступают в течение 24 часов с момента задержания несовершеннолетнего к народному судье, состоящему членом Комиссии о несовершеннолетних. Последний в течение трех суток со дня получения протокола обязан произвести необходимые следственные действия и внести в Комиссию подробный доклад, причем до заслушания доклада в указанный срок Комиссии в действия народного судьи вмешиваться не могут. Таким образом, окончательное решение о судьбе подростка, совершившего преступление, решал не суд, а комиссия о несовершеннолетних, решение принималась коллегиально. Заседания комиссий были публичными, с представителями прессы, однако в отношении подростков-правонарушителей сохранялась анонимность.

После окончания гражданской войны, в условиях разрухи и голода остро встал вопрос детской беспризорности. В стране насчитывалось более 5 миллионов беспризорных и голодных детей. Они нуждались в срочной помощи, родительской теплоте и заботе.

Тысячи оборванных, голодных и больных детей и подростков заполняли железнодорожные станции и пристани, ютились в холодных сырых подвалах или чердаках полуразрушенных домов и в заброшенных строениях. Они бродяжничали, приставали к прохожим, занимались карманными кражами, попрошайничеством, спекуляцией, воровали продукты питания, совершали «набеги» на чердаки и сарайчики с бельем и съестными припасами, хулиганили. Взрослые уголовники вовлекали беспризорных детей в более серьезную преступную деятельность.

Среди важнейших законодательных актов советского государства в этот период, направленных на предупреждение детской беспризорности, был Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 10 февраля 1921 года «О комиссии при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете по улучшению жизни детей». Президиум ВЦИК утвердил Ф.Э. Дзержинского председателем созданной ВЦИК комиссии по улучшению жизни детей. В состав комиссии вошли по одному представителю от Наркоматов              просвещения,       продовольствия, здравоохранения,

Рабоче-Крестьянской           Инспекции (РКИ), Всероссийской Чрезвычайной

Комиссии (ВЧК) и Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов (ВЦСПС), утверждаемые персонально Президиумом ВЦИК. Данная комиссия имела широкие полномочия. Она возглавила организацию и координацию деятельности всех ведомств, в компетенцию которых входила охрана прав детства, предупреждение безнадзорности, правонарушений малолетних и несовершеннолетних. Комиссии также было вменено в обязанность «наблюдать за выполнением постановлений центральных и местных органов» по указанным вопросам. В результате такой организации была проделана огромная работа по спасению голодающих детей, ликвидации беспризорности и организации специальных детских учреждений.

Кроме этого, в стране создавались и другие службы, задачей которых являлась борьба с детской безнадзорностью. Так, Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) от 23 сентября 1921 года, подписанным В.И. Лениным, было учреждено «Положение о детской социальной инспекции» (при комиссиях по делам о несовершеннолетних), в обязанности которой входила борьба с детской беспризорностью, нищенством, проституцией, спекуляцией, правонарушениями, а также «борьба с «эксплуатацией» детей и дурным с ними обращением в ремесленных, кустарных, фабричных и иных предприятиях и учреждениях, в семье».

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 мая 1925 года при Наркомате Просвещения РСФСР была создана Центральная комиссия по делам о несовершеннолетних, являющаяся высшим органом, направляющим, контролирующим и надзирающим за деятельностью местных комиссий по делам о несовершеннолетних. В круг ведения Центральной комиссии входило установление правильного и единообразного применения законов, касающихся борьбы с правонарушениями несовершеннолетних; выработка и осуществление через соответствующие органы мероприятий, направленных на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; руководство деятельностью местных комиссий по делам о несовершеннолетних, наблюдение за правильным их функционированием и учет их работы. Тем самым уже тогда определились ее координационные функции и роль организатора профилактической работы.

В начале 20-х годов уделялось большое внимание разработке новых принципов исправительно-трудовой политики в отношении несовершеннолетних. Устройство несовершеннолетних, приобщение их к нормальной жизни, обучение грамоте и полезному делу в то время осуществлял Наркомат Просвещения. В виду сложившейся обстановки в стране, наряду с созданием закрытых воспитательных учреждений для правонарушителей, постепенно создавались и учреждения для несовершеннолетних осужденных. В этот период получил развитие тип учреждений для несовершеннолетних преступников - трудколонии ОГПУ (типа Полтавской колонии, которой руководил А.С.Макаренко).

Но, не смотря на все принимаемые меры, полностью проблему беспризорности решить не удавалось. В 1926 году в стране ещё насчитывалось до 334 тысяч беспризорных, неустроенных детей. Поэтому ВЦИК и СНК

РСФСР Декретом от 8 марта 1926 года утвердил «Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР». Общее руководство всеми мероприятиями возлагалось в городах на органы народного образования, в сельской местности - на волостные (районные) исполнительные комитеты и сельские советы. В преамбуле Декрета отмечено, что «империалистическая война 1914 - 1919 гг., гражданская война 1918 - 1920 гг. и бедствие голода, постигшее в 1921 году Поволжье, создали огромное количество беспризорных. В настоящее время Советская власть тратит десятки миллионов рублей на цели борьбы с детской беспризорностью и предупреждения дальнейшего ее роста. Но борьба с детской беспризорностью может быть только тогда успешна, если к задачам этой борьбы будет привлечено достаточное внимание советской общественности как в центре, так и на местах, и если местные советы и исполнительные комитеты придут на помощь имеющимися в их распоряжении средствами делу организации плановой, систематической борьбы с детской беспризорностью и также с условиями, ее порождающими». Этим документом впервые определено понятие «беспризорных детей», как «беспризорных находящихся в условиях, опасных для их физического или общественно - трудового развития, к которым государством принимаются меры охраны, помощи и воспитания». Выделены категории беспризорных детей: первая категория - нуждающиеся в полном обеспечении и воспитании, вторая - нуждающиеся в охране и мерах временной или частичной помощи и воспитания. Этим же документом предусмотрены конкретные меры, которые применяются к безнадзорным детям.

Г осударство в этот период издает и другие нормативные акты, направленных на борьбу с правонарушениями несовершеннолетних. Так, Совет Народных комиссаров РСФСР издает Декрет от 26 марта 1926 года «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних». Этим Декретом СНК РСФСР постановляет, что местные комиссии по делам о несовершеннолетних учреждаются в городских поселениях постановлениями соответствующих исполнительных комитетов, по представлению подлежащего отдела народного образования. В Декрете говорится, что комиссии «путем применения медико-педагогических мер ведут борьбу с правонарушениями несовершеннолетних, не достигших 16 лет». Каждая комиссия в то время состояла из трех членов: председателя - педагога, представителя местного отдела народного образования; народного судьи, представителя местного народного суда; врача, представителя местного отдела здравоохранения. С совещательным голосом могли присутствовать на заседаниях комиссий по делам о несовершеннолетних представители Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи и Отдела по работе среди женщин Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков) - по одному от каждого. К каждому члену комиссии по делам о несовершеннолетних назначался один заместитель, а также при каждой комиссии был необходимый штат обследователей - воспитателей, детских социальных инспекторов и канцелярии.

С 1925 по 1935 год законодательство продолжает развиваться. В этот период издавались нормативные акты, в основном направленные на развитие

деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.                        Комиссии

рассматривались как центральное звено в системе государственных и общественных                                        организаций предупреждения беспризорности

и правонарушений подростков.

Так, в этот             период Положения о комиссиях по делам

о несовершеннолетних неоднократно изменялись: уточнялись функции, расширялись полномочия по организации борьбы и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.

Постановлением СНК РСФСР от 17 июля 1929 года комиссиям по делам о несовершеннолетних предоставлялось право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 18 лет в трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей Народного Комиссариата Внутренних Дел РСФСР (НКВД РСФСР) на срок до достижения ими 18 лет (в случаях выявления невозможности оставления таких несовершеннолетних в воспитательных учреждениях).

А постановлением СНК РСФСР от 11 июля 1931 года «Об утверждении Положения о комиссиях по делам о несовершеннолетних», на комиссии возлагались задачи не только борьбы с правонарушениями подростков, но и охраны их прав и интересов. Кроме того, изменилась ведомственная принадлежность комиссий и их состав. Согласно указанному Постановлению комиссии должны были образовываться при Народном комиссариате просвещения. Комиссии образуются во всех краях (областях), города и районах. Городские и районные комиссии проводят свою работу через штатных воспитателей-обследователей (инспекторов) из числа лиц, обладающих педагогической подготовкой и общественным стажем, а также через привлекаемых ими в добровольном порядке представителей общественных организаций. Состав городских и районных комиссий увеличился до 7 человек. Поступившие в городские и районные комиссии дела рассматриваются в заседаниях комиссий при обязательном участии педагога, врача, нарсудьи и воспитателя - обследователя (инспектора). По - прежнему возраст несовершеннолетних, с которыми проводится работа комиссиями остается до 16 лет, в случае поступления дел о несовершеннолетних, достигших 16 лет, дела о них передаются судебным органам. Положением председателю комиссии предоставлялось право единолично разрешать простейшие дела, не требующие иных мер воздействия, кроме беседы и разъяснения, с последующим докладом комиссии, а также помещать несовершеннолетних беспризорных до решения комиссии в приемники-распределители.

В середине 30-х годов общая тенденция к усилению судебных репрессий и ужесточению карательных мер коснулась и политики в отношении детской преступности. Был снижен возраст уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Комиссии имели право помещать правонарушителей в возрасте от 14 до 16 лет в трудовые дома для несовершеннолетних Наркомата внутренних дел РСФСР и приговаривать подростков к высшей мере наказания.

Так, если, в Уголовном Кодексе 1926 года была включена статья (ст. 12) «Ответственность несовершеннолетних», которой устанавливалось, что несовершеннолетние до 14 лет не несли ее ни в каких случаях, а лица от 14 до 16 лет могли нести такую ответственность (если комиссии по делам несовершеннолетних признают невозможность ограничиться мерами медико - педагогического воздействия), то в последующем изменении уголовного законодательства происходит ужесточение ответственности несовершеннолетних. 1935 год - это время, когда законодатели покончили со всем положительным опытом борьбы с преступностью несовершеннолетних, накопленным до революции 1917 года и в последующие годы, ужесточив репрессии, в том числе за счет снижения возраста уголовной ответственности.

Это отражено в Постановлении ВЦИКа и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», согласно которому уголовная ответственность предусматривалась с 12-летнего возраста за преступления наиболее тяжкие или наиболее распространенные, осознание общественной опасности которых было доступно подростку, т.е. за кражи, причинение насилия и телесных повреждений, увечий, убийств и попытки убийства. В постановлении указано, что за «уличение» в таких преступлениях «привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания». Таким образом, к несовершеннолетним могла быть применена исключительная мера наказания «расстрел».

Однако реформа 1935 года, в конечном счете, дала приоритет профилактике в качестве                                           инструмента ликвидации преступности

несовершеннолетних. Сделано это было целым рядом подзаконных актов. Так, 21 июля 1935 года Верховный Суд СССР и Прокуратура СССР направили на места циркуляр о мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних. В нем практические работники предупреждались о недопустимости необоснованного привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности, о необходимости установления причин преступности несовершеннолетних и тщательного изучения их личности. В соответствии с циркуляром осуществлялась специализация прокуроров, работников органов дознания, адвокатов по делам несовершеннолетних. То есть была найдена одна из основных организационных форм, обеспечивающих эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних.

В этот же период комиссии по делам несовершеннолетних были упразднены постановлением Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 года «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», как отмечалось в постановлении, в целях повышения ответственности самих несовершеннолетних и их родителей. Ответственность за своевременное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалась непосредственно на местные советские органы. Вместо комиссий были созданы отделы (секции) по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (прообраз инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел).

Развитие органов, подобных комиссиям по делам о несовершеннолетних, в дальнейшем было связано с усилением внимания государства к вопросам охраны прав и необходимостью устройства детей и подростков, нуждающихся в государственной и общественной помощи.

В годы войны миллионы детей потеряли родителей, что породило массовую детскую беспризорность и безнадзорность. Этим объясняется довольно высокий уровень преступности среди несовершеннолетних в военные и первые послевоенные годы. Задача состояла в том, чтобы спасти тысячи сирот от голода, вовлечения в бродяжничество, преступность. Эта задача решалась органами милиции совместно с министерствами просвещения и здравоохранения, различными детскими учреждениями. Основная тяжесть работы с безнадзорными подростками падала на детские комнаты милиции. Инспекторы детских комнат активно выявляли беспризорных и безнадзорных детей. Вместе с общественниками обходили дворы, чердаки, улицы. Собранных детей отправляли на санитарную обработку, а затем через детские приемники- распределители - в детские дома, школы-интернаты и специальные училища. Принимались меры к розыску родителей и возвращению им детей.

В период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы Правительством был принят ряд постановлений, определивших меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних. Постановлением СНК СССР от 23 января 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» на НКВД СССР, возлагалась задача выявления всех беспризорных детей и размещение их в приемниках-распределителях, для чего были образованы специальные комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. Постановлением разрешалось органам НКВД СССР выделять, в пределах утвержденных штатов, «специальных работников по борьбе с детской безнадзорностью», а Наркомпросам - выделять «инспекторов по организации дела патронирования детей».

Вместе с тем существовавшие учебно-воспитательные учреждения органов народного образования и трудовых резервов не отвечали требованиям содержания и воспитания подростков, совершивших малозначительные правонарушения, а также беспризорных и безнадзорных, которые нуждались в особом педагогическом режиме. В связи с этим, СНК СССР постановлением от 15 июня 1943 года «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» учредило новый тип воспитательных учреждений - детские трудовые воспитательные колонии, подчинив их НКВД СССР. В соответствии с Постановлением в трудовые воспитательные колонии направлялись подростки в возрасте от 11 до 16 лет за беспризорность и безнадзорность, а также неоднократно замеченные в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях.

Лишь в послевоенные годы больше внимания стало уделяться профилактической работе с несовершеннолетними.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 октября 1957 года «О мерах по улучшению работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности» утверждено Положение о комиссиях по устройству детей и подростков в РСФСР. Задачами комиссии являлось предупреждение содействие в ликвидации детской безнадзорности, устройство детей и подростков и охрана их прав.

В 1958 году «Основы уголовного законодательства Союза ССР» повысили возраст, по достижении которого несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, сузили сферу применения к ним уголовного наказания, расширили возможности применения мер воспитательного и общественного воздействия.

В связи с этим возникла необходимость создания органов, которые занимались бы организацией профилактической работы среди несовершеннолетних и применяли бы меры воспитательного воздействия.

Так, в 1961 году при Советах Министров союзных и автономных республик, при исполкомах местных Советов вновь были созданы комиссии по делам несовершенных.

В Российской Федерации Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года было утверждено «Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних», которое действует по настоящее время.

В соответствии с Положением от 03.06.1967 года, комиссии по делам несовершеннолетних являются основным координационным звеном в системе государственных органов и организаций общественности, специально занимающихся воспитательной и профилактической работой среди несовершеннолетних.

В течение последующих лет Положение о комиссии по делам несовершеннолетних неоднократно изменялось: уточнялись функции, расширялись полномочия комиссии по борьбе и предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.

Позднее в 1970-х годах правовыми актами была закреплена координирующая роль комиссии в организации воспитательной и профилактической работы, расширены контрольные функции. На комиссию была также возложена обязанность по наблюдению за поведением осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора отсрочено или применено условное осуждение.

В 1980-84 годах с принятием Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, была расширена компетенция комиссий в части рассмотрения дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей.

В эти годы комиссии по делам несовершеннолетних окончательно закрепляются как органы, призванные организовывать профилактику правонарушений несовершеннолетних. Они наделены властными полномочиями, которые выражаются в праве принимать постановления, обязательные для исполнения.

Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года №1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» закрепил главенствующую роль Комиссий по делам несовершеннолетних в государственной системе профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Этим документом впервые в Российской Федерации открыто признали обострение проблемы беспризорности, безнадзорности и преступности несовершеннолетних. В соответствии с Указом для координации действий министерств и ведомств Российской Федерации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних была образована Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации.

В период 1993-2000 годов российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей получило дальнейшее развитие и связано это, во-первых, с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации и, во-вторых, с приведением его в соответствие нормам международного права (Конвенция о правах ребёнка и Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей).

За этот период принято около 200 нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и интересов детей, включая законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года №   272 была образована Правительственная комиссия по делам

несовершеннолетних и защите их прав, которая является координационным органом, созданным для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Свердловская область 23.10.1995 года первая в Российской Федерации приняла Областной закон № 28-ОЗ «О защите прав ребёнка», который назвали «детской конституцией». В Законе отмечено, что «каждый ребенок, независимо от гражданства, рождения в браке или вне брака, пола, возраста, языка, национальной принадлежности,                                                                состояния        здоровья,      социального

и имущественного положения, убеждений, отношения к религии, имеет право на защиту. Каждому ребенку гарантируются равные возможности для осуществления этого права во всех органах, включая судебные, независимо от воспитания ребенка в семье или в государственной организации.

Важное      место в Законе             отводилось      комиссиям     по делам

несовершеннолетних. Статья 36 Закона гласит «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав».

Закон «О защите прав ребенка» поднимает статус комиссий по делам несовершеннолетних в Свердловской области. Так, статья 43 предусматривает ответственность учреждений и организаций, в обязанности которых входит охрана и защите прав детей, за неисполнение постановлений комиссий.

Основным правовым актом в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на сегодняшний день остается Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В Свердловской области в 2001 году был принят Областной закон от 28 ноября 2001 года № 58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области», которым были отрегулированы отношения, связанные с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области. Особое место в этом законе отведено деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

До 1 января 2006 года в Свердловской области работало 85 комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (1 областная, 72 муниципальные комиссии и 12 комиссий: в районах городов Екатеринбурга - 7, Нижнего Тагила - 3, Каменска-Уральского - 2), в которых было 95 штатных специалистов. С января 1996 года деятельность областной и всех муниципальных комиссий финансировалась из средств областного бюджета.

В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по образованию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав были переданы субъектам РФ.

Руководствуясь Законом Свердловской области от 21 ноября 2001 года №       58-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних в Свердловской области» с изменениями, внесёнными Законом Свердловской области от 15 июля 2005 года № 87-ОЗ, Указом Губернатора Свердловской области от 30 ноября 2005 года № 951-УГ «Об образовании территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав» и постановлением Правительства Свердловской области от 7 декабря 2005 года № 1043-ПП «Об образовании территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав» было образовано 66 территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав в статусе территориальных исполнительных органов государственной власти Свердловской области.

В соответствии с лимитом штатной численности этих комиссий в них введено 206 штатных единиц, в том числе 132 единицы должностей государственной гражданской службы Свердловской области.

Территориальные комиссии подчиняются администрациям управленческих округов Свердловской области, в городе Екатеринбурге - Департаменту по обеспечению деятельности мировых судей Свердловской области.

В соответствии с Областным законом для координации и методического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области, Правительством Свердловской области образована областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, являющаяся с 2010 года координационным органом (№ 21-ОЗ от 26.04.2010 г.)

Первым председателем областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав был Шкребнев Юрий Васильевич (1968-1985 гг.), затем:

Леонов Александр Алексеевич (1985-1988 гг.);

Задорожный Василий Иосифович (1988 - 1990 гг.);

Леонов Александр Алексеевич (1990 - 1992 гг.);

Блохин Александр Борисович (1992 - 1995 гг.);

Крысов Владимир Александрович (1995 - 1997 гг.);

Спектор Семен Исакович (1997 - 2005 гг.).

Власов Владимир Александрович (2005 - 2016 гг.).

Первым секретарем областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав была Белозерова Тамара Николаевна (1965 - 1980 гг.), затем:

Овчинникова (Шаманова) Светлана Николаевна (1980 - 1983 гг.);

Краюхина Надежда Григорьевна (1983 - 1985 гг.);

Оглоблина (Крушинская) Елена Николаевна (1985 - 1994 гг.);

Перетрухина Маргарита Петровна (1994 - 1995 гг.);

Г анихина Маргарита Алексеевна (1996 - 1997 гг.);

Смирнов Юрий Алексеевич (1997 - 2010 гг.);

Калинина Нина Витальевна (2010 -2016 гг.);

С 2016 года по настоящее время председателем областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав является Креков Павел Владимирович - Заместитель Губернатора Свердловской области. Ответственный секретарь - Морозова Наталия Геннадьевна с 2017 года.

Сегодня невозможно представить круг забот работников КДН и ЗП без вторжения в столь деликатную область человеческих отношений, как семья подростка. Право сотрудников и членов комиссии влиять на образ жизни и поведение родителей подростка - психологическое средство. И от того, как они им воспользуются, в конечном счете, зависит судьба подростка. Много забот сегодня у сотрудников комиссий. Здесь и их трудоустройство, и сохранение за ними жилья, справедливое отношение взрослых, соблюдение законов, так как нельзя сводить работу лишь к исправлению уже оступившихся подростков. Большое значение имеют меры, направленные на то, чтобы не было детей, «выпавших» из нормального учебного или трудового коллектива, сбившихся в уличные компании, потому, что им не нашлось занятия по душе (в спортивных секциях, подростковых и молодёжных клубах, других организованных коллективах). Добиваясь этого, большинство работников комиссий выступают с конкретными предложениями о работе имеющихся учреждений системы профилактики с учетом новых условий развития нашего общества, ищут новые формы профилактики правонарушений несовершеннолетних и работы с неблагополучными семьями. Как правило, это не равнодушные люди: искренняя заинтересованность в судьбе каждого «трудного» подростка, каждой неблагополучной семьи; терпение и мудрость, величайший такт. Высокая образованность, профессиональная подготовка, прекрасные душевные качества, любовь к своему делу характерны сегодня для работников комиссий по делам несовершеннолетних. Людям иного склада эта работа просто не по плечу. Если работник не может понять подростка, уберечь его от неверного шага - неизбежны брак в работе, загубленные человеческие жизни, потеря активного члена общества. Поэтому служебные обязанности для этих людей становятся чем-то очень личным, требующим широкого сердца, заботы и справедливости.